Вход в систему

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

Партнёры

Наши друзья

Вы здесь

Главная » Отчеты

По святым местам 2: повторяя пройденное

Вообще, я не хотел писать отчет про эту поездку. Просто по ряду причин, мне казалось, что описать мне нечего. А он взял, и написался сам. Теперь я понимаю, как это, когда созданный писателем мир начинает жить собственной жизнью и диктовать своему создателю свою волю. Собственно, разрешите представить:

По святым местам 2: повторяя пройденное. Самара – Саранск – Дивеево.

Когда-то давно, аж в 2010 году, два экипажа в виде Бульдозера и меня, предприняли маршрут праздничных дней. Ноябрьские праздники. Ну, все знают, «день седьмое ноября, красный день…» и все дела. Ноября, конечно, не седьмое, а вовсе даже четвертое. Да и красным день этот не назовешь, так, очередной бессмысленный праздник. Но есть в этом празднике одна насквозь положительная черта: он добавляет выходных дней, чем, просто грех не воспользоваться.
Собственно, в том далеком году был глубокий смысл в поездке. И даже вполне себе даже серьезные цели ставились, перед участниками. Цели эти были полностью реализованы и, по мнению части участников, настало время принести благодарность за реализацию этих целей тем силам, которые и помогли в их осуществлении. Да и романтика дальних странствий манила, дорога звала и сидеть дома было просто невмоготу. По этому поводу на форуме был брошен клич, а не рвануть ли нам, други, в сторону Дивеево. Заглянув по дороге в Саранск, тем паче, что еще в первую поездку была поставлена задачка в сей город с прогулочными целями наведаться.
Тема создана, и на поездку сразу записалось 12 экипажей. Ну, как и в прошлый раз. Половина, традиционно, отсеялась по разным причинам задолго до старта. А вот дальше традиции были жестоко нарушены, и вместо отсеявшейся половины оставшейся половины не отвалился никто. Т.е. из ожидаемых двух экипажей поехало аж пять. Что, впрочем, ни разу не недостаток, а вполне себе даже здорово.

Старт состоялся утром. Рано. Как и было запланировано по графику. С получасовым опозданием. Кажется с получасовым. Уже не помню.

Изобретать велосипеды в маршрутах я не стал, и постарался продублировать старые. Опять же, романтика первого моего бездорожья…
Дорога до Налейки ничем особенным не выделялась: асфальт,

домики,

издохший в страшных муках ролик у Влада:

Вон, видите у второй машины в колонне капот открыт? А видите там ролик почивший в бозе? Как нет? Ну воображение то напрягите. А, не получается? Ну, потренируйтесь еще: вот там за поворотом Налейка. Ага, видно? Так, уже лучше.
Починялись всем миром. Правда шашлыки жарить не стали: рано еще было.
Налейка, как много в этом слове, для сердца джипера слилось…
Так как прямую дорогу из Налейки в Поливаново я помнил не очень хорошо, было решено поинтересоваться у аборигенов. Меня направили по асфальту, куда-то туда. Но поскольку этот участок был запланирован в качестве внедорожного развлечения, дорога асфальтом нас не устраивала. Несколько смутило, что на вопрос, «а вот, пару лет назад мы вдоль железки ездили, как там?» аборигены выдали нечто хитрозакрученное, что вполне можно было интерпретировать, как: «уважаемые путешественники, не стоит там ехать, поскольку качество дорожного покрытия не вполне соответствует определению «дорога» в толковом словаре Даля».
В начале поездки, как-то само собой получилось так, что головной машиной (да и вообще старшим экспедиции) стал я. Нельзя сказать, что такое положение вещей было неожиданным, но вот моего бурного восторга оно, конечно же, не вызвало. Впрочем, это лирическое отступление: попала собака в колесо, пищи, но беги.
Несмотря на столь яркое описание участка пути, вдоль железной дороги, я принял решение все-таки там поехать. Ну ничего в душе не ёкнуло. Не было колокольчиков, зуммеров, ничего. Да, в принципе, мы и проехали. Тока потратили на это не час-полтора, как планировалось, а… впрочем, стоп, давайте все по порядку.
Бездонное голубое небо… Поздняя осень в лесу… Ничем не примечательная осенняя лесная грунтовка…

Колонна джиперов, втягивающаяся в лес. Красота.

Ну кто мог предположить, что доблестные то ли железнодорожники, то ли лесники для предотвращения лесных пожаров (иных вариантов у меня просто не родилось) просто возьмут, и вспашут дорогу.

Конечно, дорогу ночью подморозило, тем более, что погодка стояла далеко не экваториальная, но яркое солнышко и толпа тяжелых внедорожников несколько подняли температуру ландшафта, превратив, своего рода зимник в этакий весенник.

Иногда дорога терялась и выглядела примерно так:

Понятно, что скорость движения колонны резко упала, и ничем не примечательный участок, долженствующий слегка скрасить унылый асфальтовый марафон, превратился в нормальное оффроад развлечение.  Мы шли вперед, переваливаясь кто на смерзшихся, кто на подтаявших комьях земли. Мы садились и выдергивали друг-друга тросами,

руками,

и даже волшебными словами, которые помогали выехать, но, дабы они не утеряли своей волшебной силы, тут я их приводить не буду, уж простите.

Я шел головной машиной, и в один прекрасный момент, преодолев очередной замерзший комок машина слегка провалилась вниз и встала. Вперед-назад, пара секунд и я понимаю, что алес, приехал. Выйдя из машины я увидел, что переднее левое колесо тупо висит в воздухе. Хорошо позади ехал Геннадий, он меня и сдернул. А сдернул он меня с березового бревна размером примерно с меня. При чем далеко не в длину.
И все таки мы прошли. Мы пробились через эту лесную пашню. Где-то по остаткам дороги

где-то по железнодорожной насыпи,

где-то по вырубленному молодняку:

Но мы прошли, мы победили. Не без потерь, конечно. В одном месте, перевалившись через очередной противотанковый надолб и рухнув вниз, правой своей частью машина задела то ли за какой-то пень, то ли за камень. Я так и не понял за что, но удар был неслабый и, что самое грустное, отдался он не в подвеску а, натурально, в кузов. Итог: слегка помятый порог и чарующий аромат бензина. Первая мысль: п…ц, пробит бак. К счастью реальность оказалась несколько светлее – всего лишь слегка была выбита трубка перекачки. Потом вроде прошло, потому как я ничего не делал, а сейчас запаха бензина нет. И еще в одном месте я умудрился слегка разбортовать колесо. Как – тоже не понятно. Колесо разбортовалось не до конца, и моего, далеко не самого мощного компрессора, хватило, чтобы его накачать. Уже потом, в Самаре, спустя недели две после поездки я заехал в шиномонтаж и мне колесико вскрыли. Достали оттуда около килограмма грязи, помыли боковую часть диска, но дырок в резине не нашли (ттт).
И было бы все хорошо, если бы не радость от выезда на хорошую лесную грунтовку, которая, несмотря на немелкие лужи, после пашни-сюрприза воспринималась некоторыми, чуть ли не как хайвей.

Результатом столь опрометчивого отношения к этому хайвэю были поиски номера Малышки, каковый возмутившись столь легкомысленным стилем вождения решил внимательнее рассмотреть достопримечательности этого леса и ненадолго отлучился со своего законного места. Просто в один прекрасный момент, остановившись на небольшую разминку, на черном заднем бампере шевика вместо белого пятна номера было обнаружено черное пятно бампера. Ну, понятно, паника, ужас-ужас. Мы сходили с ума от горя непозволительно долго: целых двадцать секунд.

Потом началось расследование. Были подняты фотографии, надеты средства защиты, создана поисковая группа, оснащенная спецоборудованием, которая немедленно приступила к поискам.

Спустя два часа беглец был обнаружен, локализован и взят под стражу.

К сожалению (и это, как выяснилось позже было серьезной ошибкой), вместо того, чтобы пока шли поиски, приготовить горячую пищу и пообедать, наша хозгруппа предавалась отдыху. Виноват целиком и полностью я, ибо волшебного пенделя я не дал, а «команды думать не было» (с).
Итак, номер был найден, на улице уже смеркалось, а впереди лежало неизвестное количество и качество километров. Старт был дан и, спустя небольшое, но достаточное для наступления серьезных сумерек время, мы прибыли в промежуточную точку Поливаново. Да Саранска было далеко не подать рукой (если конечно не иметь ввиду систему «Периметр» aka Dead Hand), поэтому задерживаться не стали и рванули в гостиницу. Тем более, что все уже устали, да и из гостиницы уже интересовались, как у нас идут дела и когда мы планируем приехать. Дальнейшая дорога была спланирована таким образом, чтобы до Саранска оффроад исключить. Что и было реализовано.
В гостиницу прибыли поздно, и уставшие, аки шайтаны. Гостиница, кстати, была довольно неплохой по соотношению цена/качество. Конечно, огорчило отсутствие близлежащих ресторанов и кафе, но исправить это было нельзя.
Помимо невероятного количества переживаний из-за отрезка Налейка-Поливаново, я еще здорово переживал, как разместился народ. Вообще, вся поездка для меня была довольно сложным испытанием: ибо мало того, что быть старшим группы непросто, но вот впервые им быть сложнее в несколько раз. Не знаю, как я справился с этим, но я старался. Именно поэтому чувство ответственности (это у меня, у известного расп…..я!) заставило меня пройти по номерам команды и убедиться, что все устроились.
Тем же вечером, к величайшему сожалению всей группы и особому моему, по причине здоровья откололись Геннадий с Ларисой. Они стартовали домой рано утром и нас стало на один экипаж меньше.
День закончился и мы легли спать. Я долго ворочался, сон не шел целых десять секунд.
Вот так выглядела гостиница при свете дня.

Покинув гостеприимную и теплую гостиницу мы устремились на осмотр достопримечательностей столицы Мордовии города Саранска.
Еще в первую нашу поездку мы обратили внимание на красивый храм на центральной площади города.

В 1991 году Священный Синод Русской православной церкви выделил из территории Пензенской епархии самостоятельную Саранскую и Мордовскую епархию. Первым кафедральным собором новой администрации сталацерковь Иоанна Богослова, которая однако вскоре оказалась слишком мала, чтобы выполнять данную функцию. В связи с этим, архиепископ саранский и мордовский Варсонофий обратился к властям Республики Мордовия с просьбой дать согласие на возведение нового кафедрального собора. После канонизации адмирала Фёдора Ушакова Русской православной церковью в2001 году он был избран небесным покровителем будущего собора.

Но, при ближайшем рассмотрении, этот собор оказался лишь вершиной айсберга. Стоило пройти совсем немного дальше

и перед нами открылся вид на центральный парк и набережную реки Саранки.

Кстати, саранцы очень уважают своего бывшего губернатора Николая Ивановича Меркушкина. При чем впервые я столкнулся с этим недели за две до поездки, когда симпатичные попутчицы в поезде Москва-Самара, узнав, что мы из Самары, начали живо интересоваться, как там дела у Николай Иваныча. Позже, в самом городе, пару раз имел место быть примерно такой диалог:
- А 163 – это откуда?
- Самара.
- Далеко… Как там у вас Меркушкин поживает? (Вариант: забрали у нас Николай Иваныча, повезло вам).
Из чего можно сделать вывод, что наш нынешний губернатор человек весьма популярный в Мордовии. Хотя, погуляв по Саранску, можно понять, почему. Город очень чистый и ухоженный:

Довольно много памятников, при чем многие из них явно не ста лет от роду:

Есть, например, памятник дворнику. Несмотря на непопулярность данной профессии, метлу он не отдал:

Памятник воинам интернационалистам.

В 2005 году  был установлен памятник воинам-интернационалистам и военнослужащим, погибшим в локальных войнах и конфликтах (Скульптор Н. М. Филатов, архитектор В. А. Бродовский). Памятник представляет собой фигуру солдата, бегущего в атаку с автоматом в руке, зажатую между двумя серыми мраморными пилонами, символизирующими тиски войны и солдатского долга. На пилонах высечены имена погибших бойцов, а также надписи: «Мужеству, стойкости и чести воинов, исполнивших свой священный долг. 1952—1989» и «Вечно в сердцах потомков подвиг сыновей твоих, Россия. 1994—2003».

Спуск к набережной представляет собой длинный каскадный фонтан, и завершается памятником А.С. Пушкину. К сожалению, каскадник, в связи с наступлением холодов, уже не работал, но вот памятник Пушкину отключить нельзя. :)

Конечно, рассказать о всех памятниках г. Саранска в одном коротком отчете о поездке невозможно, он уже и так совсем немаленький, а я даже до середины не дошел. Пожалуй, упомяну еще памятник семье:

Еще когда только собирались в Саранск, мне рассказали о прикольных пешеходных светофорах, встроенных в тротуары. Наш экипаж их не нашел, а вот другие отыскали. И, что характерно, не поленились сфотать:

На этом, я, пожалуй, остановлюсь на описании Саранска. Там, конечно, еще много о чем можно рассказать: о красивых архитектурных решениях, не хуже, чем в Казани. О памятниках и площадях, улицах и кафешках, людях и сувенирах. Может быть, когда-нибудь у меня появится желание, и я напишу про Саранск более подробно. Хотя не уверен.
А! Чуть не забыл. Поющий фонтан в Саранске, в отличии от каскадника, вполне себе даже работал. И, надо сказать, впечатлял. По сравнению с ним, поющий фонтан у нас, в Самаре, так, детская брызгалка. В темноте, очевидно, он смотрится не менее эффектно, но ждать темноты у нас времени не было, поэтому довольствуемся тем, что есть:

На этом попрощаемся с этим замечательным городом, тем более что мы и так задержались и уже давно пора ехать в Дивеево. Заправимся, и в путь.

Кстати, на заправке я приобрел прикольные семечки. Упаковка полностью стилизована под пачку сигарет. Таким образом я развел потом пару человек, знающих, что я некурящий, предложив закурить. :)
Так как стартовали из Саранска мы поздно, поэтому и прибытие в Дивеево ожидалось отнюдь не засветло. Но оффроуда по дороге не планировалось и двигались мы довольно быстро.
Жили мы там в двух соседних квартирах, хозяйка которых весьма волновалась, как мы едем, найдем ли ее и т.д. Что я могу сказать. Очень, очень жаль, что не сохранился телефон нашей предыдущей хозяйки. Потому что, если сравнивать уют в том доме и в этих квартирах… В общем, квартиры не то, что нервно курят в сторонке, они просто отдыхают. В общем, кто соберется в Дивеево, могу поискать телефончик хозяйки того дома, где мы обитали в 2010 году, так как я не поленился и в этот раз его себе сохранил.
Как я уже говорил ранее, в Дивеево мы прибыли уже затемно.

Быстренько перекусив, народ двинулся лицезреть монастырь. Вроде бы у них даже был шанс успеть на ежевечерний крестовый ход монашек по канавке Серафима Саровского. Впрочем, шанс, как оказалось, довольно призрачный и нереализовавшийся. То ли я подзабыл, во сколько по времени этот крестный ход начинается, то ли монахини его сместили, но народ не успел. Я же, впервые за всю поездку, остался на базе, ибо самый юный путешественник потребовал еды и побеситься, а Галюшка одна все бы не успела. Вообще, Кирилл показал себя вполне адекватным туристом в свой, без малого, год. Скандалов было не очень много, и все по делу, которое описывалось всего двумя словами: «дайте жрать». Ну, иногда еще «поменяйте памперс».
Посему, написать чего-нибудь о ночной прогулке по монастырю не имею возможности и ограничусь несколькими фотками.


Днем мы еще немного погуляли по монастырю, посетили источники

 затарились сувенирами и стартовали в сторону Царского Скита. При этом, изначально я не планировал заезжать на «джиперский» источник, но не удержался, и мы его таки посетили.

Визит был кратким, но время все же отнял. Хотя, до Цаского Скита мы добрались засветло. Забавно, что впереди нас, с опережением минут 10-15 ехали на буханке экскурсанты. Видимо, кто-то просто приехал в гости к родне (знакомым) и им устроили экскурсию по святым местам. Когда мы приехали в Скит, они уже были там. Сама церквушка была закрыта. Расспросы аборигенов выявили, что брат, который присматривает за ней, уехал. Но, мы можем сгонять в соседнее село и найти сестру Марию, и она нам, если, конечно, договоримся, церковь откроет. Посему я, как опять же, главный эхскурсовод, отправив народ гулять по окрестностям, в виде Богородичной аллеи рванул за сестрой Марией.
Народ время зря не терял и развлекался как мог:

Отдельные маньяки забрались на вышку, стоящую на окраине села:

И, конечно же, сделали оттуда фотки:

Здание вдали – это сама церквушка и есть.
Тем временем, я нашел сестру Марию, которая оказалась приятной бабушкой, охотно согласившейся открыть нам помещение храма. Впрочем, храмом это назвать, зело сложно, ибо некогда там располагалась то ли трапезная, то ли что-то вроде. После пожара, уничтожившего все постройки, кроме этой, туда перенесли все уцелевшие иконы и организовали церковь. За точность истории не поручусь, но примерно так все и было.
Что я могу сказать. За прошедшие два года там многое изменилось. Некоторые иконы украли: часть украли воры, а часть – РПЦ. Одна, довольно ценная и редкая икона (к стыду своему, не помню, какая именно) была перевезена, кажется, в Москву.
А, ранее я упоминал, о туристах, которые ехали перед нами на буханке. Так вот, когда мы подъехали, они где-то гуляли. Пока я катался за сестрой Марией, они тоже где-то гуляли. Когда мы подъехали с ней к церквушке – они уже собирались погрузиться в машину и упылить вдаль. Но им повезло: тут приехали мы. И они побывали внутри. Поахали, повосхищались, поставили свечки. Много благодарили, за то, что удалось попасть внутрь.
Кирюху почти крестили в храме. Надо сказать, что я считаю, выбор веры, в которую обращаться – это личное дело каждого. И мой деть, в настоящее время, не прошел процедур посвящения ни в одну из представленных на рынке религий: ни в христианство, ни в мусульманство, никуда. Вырастит – выберет сам, если захочет. Почему почти крестили – просто сестра очень хороший человек. Поэтому она занесла Кирилла на амвон (?), в общем туда, куда можно заходить только когда крестят. Т.е. Кирилла не макали в воду, не брызгали. Его просто туда занесли и благословили. Так что, он у нас теперь наполовину крещеный. :) Может быть, если ударяться в мистику, это была воля высших сил, ибо в первый раз мы как раз за детенышем туда и ездили. Просто эти высшие силы хотели посмотреть, что получилось. :)
Кстати, очень хороший подход, по поводу установки свечек. Перед тем, как ехать в Скит мы затарились свечами, чтобы их установить за здравие, за упокой и т.д. Но оказалось, что сделали мы это зря: во-первых, свечки в этом храме были свои, а во-вторых, их там не нужно покупать. Ты просто оставляешь столько денег, сколько хочешь или можешь. И все. Если не оставляешь ничего – тебя никто не осудит. В отличии от обычных храмов ЗАО РПЦ. Я, вообще, не очень люблю жертвовать на религию, но тут не смог удержаться и оставил некоторую сумму. Да, собственно, не я один.
Дальнейший наш путь лежал на серафимовы камни.

На большой камень мы уже не успевали, поскольку пасмурная погода намекала, что уже вечер и уже начинались сумерки. Серафимовы камни при свете дня не столь впечатлят, как в темноте. Судя по отзывам, большинство экипажей не впечатлились. Ну, тут уже каждый воспринимает мир по-своему. Тут мы тоже поставили свечки. На фотке видно нашего юного путешественника.

В планах поездки было посещение Большого Болдино и прогулка по пушкинскому парку, но увы-увы, времени было катастрофически мало, и к Болдино мы подъехали уже в темноте.
На старте обратной дороги был сделан завершающий «банкет»

И мы отправились домой. Дорога к дому не обошлась без сюрпризов. При этом, сюрпризы были весьма забавные. Например вот такой:

Суть картинки. Едем мы, значит, едем. Асфальтовая дорога прямая, как стрела, региональная трасса. «Линия жизни» на навигаторе указывает, вперед. Ну да, попадаются выбоины в асфальте, но в принципе, вполне себе нормальное покрытие. И тут такой бах! И оффроад-сорприз. Примерно 500 метров полного отсутствия дороги. Т.е. совсем. Т.е. не то, чтобы она развалилась/разбилась или еще каким-то образом была разрушена. Ее не было совсем, отродясь. При этом, в легких сумерках, через те самые 500 метров, просматривается вполне себе даже продолжение этой дороги. Асфальтовое. Прямое, как стрела.
Признаюсь, я чуть было не смалодушничал, чуть было не поехал в объезд. Но меня можно понять: времени мало, путь впереди неблизкий, темнеет, утром на работу и фиг знает, что там впереди на этих 500 метрах. Вспоминая зимнюю поездку на страусиную ферму со скоростью продвижения колонны 100 м/час, было неуютно. Но, Андрей Демон поехал на разведку, и выяснил, что дорога есть, и проехать можно. Проехали. При этом, застряла Малышка и ее пришлось выдергивать.
Дальше обычная асфальтовая дорога, довольно разбитая, но нормальная. Навигатор показывал в одном из ее мест поворот направо, выводя нас напрямую на Болдино. Ну, я ему поверил. Легкие подозрения о оптимизме навигатора закрались на подъезде к деревеньке с незапоминающимся названием, которое я, естественно, уже забыл. Когда кончился асфальт - подозрения усилились. Но удачный штурм предыдущего участка окрылял, и… объехав деревню вокруг и не найдя дальнейшей дороги, при этом часть экипажей пришлось пару раз выдергивать, мы вернулись. По результатам общения с аборигенами, дорога там была, но ныне, в осеннюю распутицу, туда даже на тракторах не ездят. Так что, возврат на трассу и крюк, примерно в 60-70 км.
Ну а дальше, приключения закончились. Миновав Болдино мы вышли на трассу и останавливаясь только на заправиться и размяться двинулись домой. Под Саранском Демоны частично отправились в направлении Саратова, пересадив детей в оставшиеся машины. Еще один раз надолго остановились, когда Кирилл потребовал покушать и поменять памперс. Остановились у кафешки, ибо там было существенно проще найти горячую воду. Темно было еще на подъездах к Болдино, поэтому торопились домой. Куда, собственно, и прибыли в 3 часа ночи. Утром на работу.

Итог: усталость, усталость, усталость. Нарушение сонного баланса. Огромное количество впечатлений от поездки. Попробовал себя в новой роли: в роли старшего. Не самое «теплое» местечко, должен заметить. Хотя, не скрою, было приятно, что когда начинаешь что-то рассказывать, тебя слушают. А рассказывать приходилось про Дивеевский монастырь, про Царский Скит, про богородичную аллею и канавку Серафима Саровского. В общем, знания, полученные в прошлую поездку, пусть их было немного, но они пригодились.

Отдельное и особое спасибо моей любимой жене, за ее терпение, моему сыну, за его спокойствие. Не могу не высказать благодарность всем участникам поездки, за натыренный у них фото-видео материал, и вообще, за то, что они присоединились к нам и не сильно ругали меня, за имеющие место организационные и управленческие косяки. Хотя, вроде, всем понравилось. Не знаю, буду ли я еще когда-нибудь что-нибудь организовывать, не уверен. Сейчас-то я уже отошел, поэтому уже не шарахаюсь от этой мысли. Но опыт я получил, конечно, колоссальный. И многие вещи в следующий раз обязательно предусмотрю.

Комментарии

Спасибо автору за столь доброе и тёплое повествование о той поездке, в которой и нам, пусть и частично, посчастливилось принять участие.

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.